ГлавнаяСтатьиПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Опубликовано 18 Март 2013
Печать

ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

 Вопросы защиты железнодорожных транспортных средств, транспортных сетей и терминалов от противоправных посягательств и техногенных катастроф составляют немаловажную долю проблем, которые находятся на пересечении интересов государственных структур, бизнеса и общественных организаций в области обеспечения всех видов безопасности. Решение этих проблем - одна из наиболее острых и приоритетных задач современности. Для оценки безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) выполнено их категорирование.

Элементы технологического комплекса железнодорожного транспорта и ОТИ, расположенные на прилегающей к ним территории, имеющие одного собственника (относящиеся к одному структурному подразделению собственника) и одинаковые направления реализации транспортной функции, группируются в ОТИ верхнего уровня, которому компетентным органом в области транспортной безопасности присваивается категория по транспортной безопасности.

В случае если элемент технологического комплекса железнодорожного транспорта или ОТИ, расположенный на прилегающей к нему территории и имеющий одного собственника с ОТИ верхнего уровня, имеет более высокую категорию по транспортной безопасности, или данный элемент технологического комплекса железнодорожного транспорта определен нормативными правовыми актами Российской Федерации как самостоятельный ОТИ, то он должен рассматриваться отдельно.

ОТИ по принципу функционирования и с учетом особенностей эксплуатации разделены на 6 условных групп:

1. Раздельные пункты;

2. Железнодорожные перегоны;

3. Искусственные сооружения (если они не являются критическим элементом перегона);

4. Вокзальные комплексы (если они не являются элементом станции), отдельно расположенные объекты энергохозяйства, водоснабжения, пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте;

5. Отдельно расположенные объекты вагонного, локомотивного хозяйства, хозяйств грузовой и коммерческой работы, отдельно расположенные базы и склады;

6. ОТИ на путях необщего пользования.

Изучение характеристик ОТИ и организации его эксплуатации осуществляется в следующем порядке: изучение учредительных1 документов; определение структурных подразделений субъекта инфраструктуры железнодорожного транспорта; изучение

масштабного плана ОТИ, технических паспортов станционных путей, профиля станционных путей, горок, ТРА и др.;

изучение нормативной документации по отдельным элементам ОТИ;

изучение функциональных особенностей отдельных элементов ОТИ;

изучение показателей работы ОТИ;  

установление срока эксплуатации зданий и сооружений;

изучение географических,топологических, этнических, климатических   характеристик района расположения ОТИ;

натурное обследование уязвимых участков ОТИ;

определение границ зон безопасности и перечня критических элементов; определение присвоенной ОТИ категории.

Для процесса моделирования взаимодействия элементов ОТИ может использоваться теория сетей и графов, элементы которых представляют собой совокупность групп элементов ОТИ. При этом каждую группу можно представить в виде плоских иерархий.

Пространственное взаимодействие групп ОТИ может быть обозначено в виде многослойных моделей, состоящих из нескольких функциональных плоскостей, которые принято называть сэндвич-моделями.

Каждый слой сэндвич-модели представляет собой сеть элементов ОТИ и связей между ними, условно расположенную и изображенную на отдельной плоскости. При этом кроме сетевых связей внутри каждой плоскости, между различными плоскостями модели также имеются связи, формализующие взаимоотношения между различными сетевыми структурами.

С помощью таких сетевых моделей представляется возможным формализовать различные аспекты взаимодействия структур ОТИ, а также воздействия внешнего окружения на них.

Общая сэндвич-модель расчленяется на более простые подмодели (вертикальные трубки и элементарные вертикальные трубки), что позволит наглядно определять и вводить в рассмотрение разнообразные функциональные характеристики исследуемых вертикальных связей ОТИ. Применение подобных математических процедур позволяет выйти на конкретные постановки задач по оптимизации и достижению взаимно устраивающего баланса внутри горизонтальных связей и вертикальных сечений между различными плоскостями сэндвич-модели ОТИ и сделать соответствующие практические рекомендации.

Сэндвич-модель ОТИ можно представлять как графически, так и с помощью матриц смежности (матриц потоков). Также при исследовании сетевой модели ОТИ можно использовать понятие устойчивости узла ОТИ и его степени, что позволит более правильно скоординировать транспортно-технологическую деятельность железнодорожного предприятия.

Библиографический список:

  1. http://www.mintrans.ru/
  2. http://www.roszeldor.ru/
  3. http://vk.com/club21378779

2. «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта». Приказ Минтранса РФ № 43, 08.02.2011г.оШВ

3. Афанасьева Н.А. Моделирование и исследование коэффициента взаимодействия ОАО «РЖД» с хозяйствующими субъектами / Сай В.М., Шутюк С.В., Афанасьева Н.А. // Путь и железнодорожное строительство: Сб. науч. тр.: Екатеринбург: УрГУПС. - 2005. - С. 126 —144.

Авторы: О.Н. Числов, КГ. Белоусов

 

НОВОСТИ КОМПАНИИ:

  • Продлены свидетельства об аккредитации

    Продлены свидетельство об аккредитации http://remtorg61.ru/information/license/

     
  • Выполненые работы по оценке уязвимости за 2015 год

    В 2015 году компанией ООО «Ремторг» были заключены более  50 договоров на проведение оценки уязвимости и оказание консультационных услуг при составлении планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

    Перечень выполненных работ по оценке уязвимости железнодорожных станций на Северо-Кавказской ЖД.

    № п/п Наименование объекта
    1. Железнодорожная станция Агроном
    2 Железнодорожная станция Динская
    3 Железнодорожная  станция Пластуновская
    4 Железнодорожная станция Платнировская
    5 Железнодорожная станция Кореновск
    6 Железнодорожная станция Выселки
    7 Железнодорожная станция Челбас
    8 Железнодорожный разъезд  Козырьки
    9 Железнодорожный разъезд Бузинка
    10 Железнодорожный разъезд Газырь
    11 Железнодорожная станция Бурсак
    12 Железнодорожная станцияРоза Хутор
    13 Железнодорожная станцияЭсто-Садок

    Полный перечень работ за 2015 год

     
  • Продление лицензии до 2018 года

    Компания ООО «Ремторг» продлила лицензию на проведение оценки уязвимости на жд транспорте до 2018 года.